МАСТЕРСКАЯ
|
ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО
|
ПРОЕКТЫ И ПОСТРОЙКИ
|
ИНТЕРЬЕРЫ
|
СТАТЬИ И ВИДЕО
 
 
Архстройдизайн - Статьи и видео



Малоэтажная застройка – возвращение к Родине
О трансформациях современной субурбии, резортной специфике и перспективах рекреационной модернизации в Крыму
Круглый стол на тему: «Зарубежные инвестиции в малоэтажное строительство в России»
Видео-интервью Концептуал ТВ
Алексей Иванов в телепередаче «Проект мечты» — Усадьба TV
«Проект мечты» с Уборевичем-Боровским и Алексеем Ивановым — Усадьба TV
Рост мегаполисов – это общемировая тенденция…
Профессиональная архитектура снимает риски
Собрание сочинений
Зазеркалье архитектурного проекта
От доступного жилья до курортов, или центробежный рецепт для столицы
Загородные поселки – переход в новое качество?
Время прагматизма
Происходящее сейчас не кризис, а стабилизация…
Ереванский конкурс
Дома будут строить всегда
Преломляя Калифорнийский опыт


 

 

 

 

 

Ереванский конкурс – второй раунд: заметки финалистов

Статья из журнала "Архитектурный Вестник"

Недавний строительный бум приковал к производственному станку практически всех российских архитекторов. Изза галопирующего спроса на строительную продукцию едва ли не любые факты архитектурной мысли оказывались востребованными – качество архитектурной мысли не проверялось на прочность ни Заказчиком, ни самими авторами. Возникшая с начала 2009 года пауза в поточном проектировании заставила всех нас задуматься над смыслом и творческими перспективами нашего пребывания в профессии.

Большинство инвесторов приостановили или заморозили свои проекты. Отсутствие какого–либо движения на строительном рынке стимулировало наше стремление вернуться к истокам профессии – в частности, обратиться к практике конкурсов как одному из проверенных и надёжных способов интеграции в мировую архитектуру.

Многие архитекторы, начинавшие свою профессиональную деятельность в 1980е гг., активно участвовали в архитектурных конкурсах того времени, формировавших менталитет поколения, заложив тем самым фундамент нашего нынешнего профессионального взгляда на мир. Казалось, что этот опыт может быть востребован и сегодня.

И когда на портале Архи.ру было объявлено о начале международного конкурса на проектирование отеля «Интерконтиненталь» и Международного делового центра в Ереване, мы восприняли это как неплохой повод попробовать сделать чтото такое, что до того не укладывалось в привычный нам профессиональный формат, сломать устоявшиеся «внутрен ние» правила игры, попытаться сделать нечто, способное удивить нас самих. Так возникла наша команда из трёх московских архитекторов с разным жизненным и практическим опытом, связанных многолетним знакомством и профессиональным взаимопониманием.

Неожиданно нам удалось пробиться во второй тур – работа была замечена международным жюри, которое возглавлял архитектор Майкл Ротонди, сооснователь бюро «Морфозис». Хотя наш проект и не стал призовым, он прошёл в финал – наряду еще с пятью коллективами. Первой премии присуждено не было. Вторую премию получили французы, третью – итальянцы. И было ещё четыре финалиста – из Японии, Румынии, Австрии и России.

Для нас этот проект стал своего рода попыткой ухода от проектной рутины. С таким настроением мы работали две недели до Нового года и две недели после. Работали не без налета хулиганства, открытого волеизъявления: планировочного, образного, графического, цветового. В тонкости программы мы не погружались – времени на это просто не было. Получилось жесткое градостроительное решение: кварталы с их открытыми пространствами четко ориентированы на Арарат, ясное функциональное зонирование, реалистичность организационнофинансовой схемы в виде нескольких независимых очередей.

Посещение площадки финалистами Мы совершенно не ожидали, что окажемся в ситуации, которую в спорте называют фальшстартом. На втором этапе конкурса необходимо было все начинать заново, так как его программа была значительно изменена. Организаторы конкурса, вызвав нас на встречу в Ереван, показали нам конкурсную площадку ещё раз (ранее, еще в декабре, мы самостоятельно туда съездили и составили уже представление о характере данного места), познакомили с призерами и другими тремя финалистами, согласившимися продолжить работу над проектом. Лауреаты третьей премии из Милана и финалист из Румынии не приехали, таким образом выбыв из второго тура. В результате остались лишь четыре творческих коллектива: из Франции – призеры первого этапа, и финалисты из Австрии, Японии и России.

Все расходы на проведение второго этапа организаторы конкурса возложили на проектировщиков, так же как и все организационные риски по исполнению данной работы. Это означало, что мы должны были выполнить проект с большей степенью проработки, чем ранее, добавить макет и компьютерную визуализацию. Издержки по разработке и выполнению данной работы, поездке в Ереван, организации экспозиции и т.д. и т.п. несли сами конкурсанты. Неслыханный подход к организации международного проектного мероприятия такого уровня, циничный, в чёмто советский метод решения проектной задачи. Но отступать нам уже не хотелось.

Теперь требовалось спроектировать не только отель и бизнесцентр при нем, но уже и прилегающий к ним жилой квартал с очень высокой плотностью.

После возвращения из Еревана и обсуждения новой программы мы так и не смогли определиться, в каком русле развивать работу: продолжить ли разрабатывать первоначальную жесткую, но хорошо читаемую идею, соответственно пожертвовав последними требования ми, или сделать нечто новое, отвечающее требованиям новоиспеченной программы. Потом выяснилось, что все четверо финалистов так же основательно, как и мы, практически полностью переработали свои проекты первого тура.

Основные положения представленной нами окончательной архитектурнопланировочной концепции теперь выглядели следующим образом.

Образносимволическая идея заключалась в создании на плоском плато, возвышающееся над городом, комплекса с силуэтом в виде короны – некой однородной пространственной оправы для доминанты – отеля «Интерконтиненталь». Другая интерпретация нашей образной идеи – крепостная башня (отель), фланкированная с двух сторон фрагментами крепостной стены (жилье).

Градостроительная идея сводилась к созданию регулярной квартальной застройки открытых жилых дворов, ориентированных в сторону Еревана, один из которых – центральный – включает в себя комплекс отеля и бизнесцентра. Жилые дворы и пространства между домами полностью освобождены от транспортного движения (кроме пожарных проездов) и работают как пешеходные зоны. Транспортные подъезды к зданиям комплекса предусматриваются с подземного (минус 1го) этажа. Здесь, а также на минус 2ом этаже размещаются автостоянки. Все пешеход ные пространства выходят на променад с видом на Арарат, опоясывающий весь квартал по краю плато с запада на восток.

Архитектурная идея предполагала трехступенчатую фасадную иерархию: доминирующий объем отеля, фланкирующие «торцевые» жилые корпуса, фоновая архитектура жилого «дома-стены».

Ландшафтная идея проекта – создание разнообразных по благоустройству и озеленению дворовых и уличных пешеходных пространств, решённых в виде «тематических садов», открывающихся на Арарат.

Гора превращается в главную видовую доминанту, своего рода сцену, где зрительским залом являются проектируемый комплекс и город в целом.

Именно из этой посылки «Арарат – сцена, новый комплекс – партер» исходили мы, работая над проектом на втором этапе конкурса. Презентовать конкурсные проекты должны были сами авторы, поэтому мы в полном составе выехали в Ереван. Было крайне интересно увидеть работы соперников, сравнить, насколько наши решения совпадают или разнятся между собой. Также небесполезным было общение с участниками конкурса, дополнявшее впечатление от увиденных работ. Выставка была организована в Доме Москвы.

Проекты четырёх финалистов были развешены в одном зале, что облегчало восприятие экспозиции. Сразу обратили на себя внимание две работы – французского коллектива Agence search – Series et Series и японца Араи Киоказу, которая в итоге и стала победителем. Эти два проекта выгодно отличались как от нашей, так и работы австрийского коллеги глубокой проработкой (вплоть до вариантов расстановки мебели), графической многодельностью, а также уверенным владением азбукой нынешнего архитектурного мэйнстрима.

Ими предлагались два совершенно различных варианта освоения участка. В работе французов речь шла о формировании замкнутого анклава модной броской архитектуры: жилые башни в едином фронте с отелемдоминантой, расположенные по кромке плато, окружают искусственный ландшафтный парк, под которыми размещаются подземные автостоянки.

У японца же комплекс представлял из себя некий произвольно сформированный фрагмент урбанистического ландшафта: рассеченный по диагонали квартал, состоящий из вертикального, решённого в экспрессивной манере объема отеля, фонового, представляющего дольку в плане бизнесцентра и эффект но извивающегося вдоль края плато жилого домастены переменной этажности.

В действительности, французы предложили довольно ординарную модель – пять небоскребов, в этом не было куража. А японец со своей экологизированной, биоморфной, террасированной композицией всех приятно удивил.

Странную работу сделал австрийский коллега, однако, в его каскаде подковообразных структур присутствует внутренняя жесткая логика, а благодаря колористическому решению – дух ереванской архитектуры. Этот образнометафорический подход комуто пришелся по душе.

Остается добавить, что в разговоре с нами главный архитектор Еревана обронил загадочную фразу: «Мы от вас (т.е. от российской команды – Примечание авторов) ожидали чего то совсем другого». Носила ли она формальный характер или была исполнена библейской мудрости – остается неведомым по сей день…



 
ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО
|
ПРОЕКТЫ И ПОСТРОЙКИ
|
ИНТЕРЬЕРЫ
|
СТАТЬИ И ВИДЕО
|
ПАРТНЕРЫ
|
ПРОДАЖА ПРОЕКТОВ
|
АРХИВ
 

 


  По вопросу проектирования
  звоните по телефонам: +7 (495) 692-13-48, +7 (495) 692-17-07
  или пишите на info@archaos.ru